Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
  1. Преподавателям
  2. Новости
  3. Деловой семинар «Вариативная часть образовательной программы как средство подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда»

Деловой семинар «Вариативная часть образовательной программы как средство подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда»

Март 1, 2024 Просмотров: 106

29 февраля прошло совещание членов отделения «Педагогика» РУМО в форме делового семинара «Вариативная часть образовательной программы как средство подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда» в формате видеоконференции.

Участники семинара:

  • Голоднева Н.Н., Новныка Я.А., Орлова Т.А. - АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»;

  • Кунчугарова Э.Р. - БУ «Белоярский политехнический колледж»

  • Плюхина С.В., Нищеретных Л.В., Ситдикова Г.Ю., Белоконь О.Л., Нефедова С.М., Еранькина Л.Е., Ганиева И.Х. - БУ «Игримский политехнический колледж»;

  • Ерёмина Е. А., Левина Е. А., Фром Н. Я. - БУ «Когалымский политехнический колледж»;

  • Бондаренко Е.С., Тютяева Е.В., Кудрявцева М.Б. - БУ «Няганский технологический колледж;

  • Цаур И.А., Митрузаева А.А., Константинова А.А., Бобрикова Ю.В., Дементьева И.В. - БУ «Урайский политехнический колледж»;

  • Дворянских Л.З. - БУ «Югорский политехнический колледж»;

  • Ульянова Т.В., Попова В.В., Лавренова С.П., Чемякина О.Н. - АУ «Сургутский политехнический колледж»;

  • Ширеева Н.А., Левашева И.И., Равтович Т.С, Большакова Н.А., Шакурова И.А. - БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»;

  • Семеняк О.Н. - БУ «Лангепасский политехнический колледж»

  • Каращук С.Н., Мельник О.И. - Филиал БУ «Лангепасский политехнический колледж» в г. Покачи.

В начале совещания выступила Голоднева Н.Н. говорила о важности вариативной части образовательной программы в подготовке будущих специалистов, которая формируется в соответствии с запросами работодатели и регионального компонента.

Первое выступление «Профессиональная подготовка в рамках вариативной части образовательной программы по специальности 44.02.01 Дошкольное образование профессионального модуля «Организация дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении» представала Бондаренко Елена Станиславовна, преподаватель БУ «Няганский технологический колледж». Елена Станиславовна уверена в том, что на современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.

Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

Сложившиеся объективные условия в системе дошкольного образования предполагают внедрение дополнительных платных услуг повсеместно. Но чтобы дошкольному образовательному учреждению стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:

  • постоянное внедрение нововведений;

  • поиск новых форм образовательной деятельности;

  • постоянное обучение и переподготовка кадров;

  • проведение маркетинговых исследований с целью изучения потребностей заказчика;

  • анализ конкурентов;

  • выработка педагогической культуры.

Для того, чтобы дошкольное образовательные учреждения стали современными и отвечала требованием заказчика, требуется профессиональная подготовка студентов в рамках вариативного профессионального модуля «Организация дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении» образовательной программы. Поэтому был разработан профессиональный модуль «Организация дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении».

Установлены следующие профессиональные компетенции:

ПК.6.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК.6.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК.6.3. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК.6.4. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК.6.5. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК.6.6. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) развивающую предметно-пространственную среду.

ПК.6.7. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Формирование профессиональных компетенций проходило в рамках следующих МДК:

  • МДК.06.01. Теоретические и методические основы организации ДО в ДОУ.

  • МДК.06.01. Теоретические и методические основы организации ДО в ДОУ.

  • МДК.06.01. Теоретические и методические основы организации ДО в ДОУ.

  • МДК.06.04. Подготовка ПДО по робототехнике в ДОУ.

  • Учебная практика.

  • Производственная практика.

На производственной практике студенты вели кружки различного направления:

  • Лаборатория профессора Чудакова. (робототехника)

  • Бумажная мастерская. (бумагосложение)

  • Обучалочка. (познавательное развитие)

  • Говорушки. (развитие речи).

Новныка Янина Александровна, преподаватель АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» выступила с докладом по теме «Организация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями по программам начального общего образования». Янина Александровна сделала акцент на том, что в настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы.

Современному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

В соответствии с этим в образовательную программу по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» в нашем колледже был введён вариативный модуль ПМ.05 Организация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями по программам начального общего образования

Модуль включает шесть междисциплинарных курсов

  • МДК.05.01 Основы инклюзивного образования

  • МДК.05.02 Особенности обучения, воспитания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

  • МДК.05.03 Особенности обучения, воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

  • МДК.05.04 Особенности обучения, воспитания детей младшего школьного возраста с недостатками слухового и зрительного восприятия

  • МДК.05.05 Особенности обучения, воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • МДК.05.06 Особенности обучения, воспитания детей младшего школьного возраста с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.

В ходе изучения данных курсов студенты знакомятся с причинами возникновения различных отклонений от нормы в психофизическом развитии детей. С нозологиями данных отклонений, с психолого-педагогическими особенностями обучающихся различных нозологий. С особенностями организации образовательного процесса, с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся с ОВЗ, которые включают в себя, и организацию пространства, и различные методы и приёмы, направленные на коррекцию и развитие обучающихся с ОВЗ, и урочную, и внеурочную деятельность обучающихся с ОВЗ, особенности работы педагога с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ различных нозологий. В рамках обучения данных курсов, колледж в системе взаимодействуем со школами нашего города, в которых реализуется обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам (АОП) в общеобразовательных классах и в ресурсных классах для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, это такие школы как МБОУ СОШ №6 им.Н.И.Сирина, МБОУ СОШ№4, МБОУ СОШ №5, а также с КОУ Ханты-Мансийской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги проводят для нас дни открытых дверей, делятся своим опытом, показывают на уроках и во внеурочной деятельности различные приёмы и методы при работе с обучающимися с ОВЗ.

Далее студенты, освоившие данный модуль, имеют право пройти в колледже обучение по программе переподготовки «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной общеобразовательной школе».

Выступление Орловой Тамары Александровны, преподавателя АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» «Значимость дополнительного профессионального модуля «Преподавание иностранного языка (английского)» для студентов специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» показало значимость формирования у студентов дополнительного вида деятельности для дальнейшего их трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда. Тамара Александровна определила ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.

Целью программы профессионального модуля является совершенствование компетенций, необходимых педагогу для выполнения профессиональной деятельности в сфере преподавания иностранного языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС и повышения профессионального уровня.

Студенты в результате освоения программы должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК 6.1. Определять цели, задачи, планировать, проводить, анализировать и самоанализировать уроки иностранного языка.

ПК 6.2. Определять цели, задачи внеурочной деятельности, планировать, проводить, анализировать и самоанализировать внеурочные занятия по иностранному языку.

ПК 6.3. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам по иностранному языку для ДО и начальной школы и организацию внеурочной деятельности.

ПК 6.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 6.5. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ по иностранному языку для ДО и начальной школы, анализировать УМК.

ПК 6.6. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду для обучения иностранному языку.

ПК 6.7. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области обучения иностранному языку в ДО и начальной школе на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 6.8. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и методического портфолио.

В профессиональный модуль входят следующие междисциплинарные курсы:

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование:

  • МДК 06.01 Иностранный язык с методикой обучения

  • МДК 06.02 Страноведение

  • МДК 06.03 Детская зарубежная литература

  • Производственная практика (по профилю специальности)

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах:

  • МДК 05.01Методика обучения иностранному языку

  • МДК 05.02 Практический курс английского языка

  • МДК 05.03 Страноведение

  • МДК 05.04 Детская зарубежная литература

Практический опыт по различным видам деятельности, студенты получают на производственной практике, которая проходит после завершения теоретической части профессионального модуля. Базой практики являются образовательные организации города Ханты-Мансийска:

  • МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга» (руководитель кружка по английскому языку Летунова Светлана Владимировна (выпускница нашего колледжа);

  • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №18 «Улыбка» (Зудова Светлана Васильевна);

  • МБДОУ «Детский сад №23 «Брусничка»;

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» (Шмидт Алла Анатольевна, Старцева Ольга Васильевна, Ефремова Вероника Николаевна, Леготина Галина Юрьевна).

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» (Шелковова Екатерина Андреевна);

  • МБОУ «Центр образования № 7 имени Дунина-Горкавича Александра Александровича».

Многие наши выпускники работают в детских садах и школах в различных населенных пунктах округа:

Билык Снежана, получив диплом воспитателя и пройдя курс переподготовки по английскому языку, совмещает преподавание английского языка в начальных классах с организацией кружка по изучению английского языка в детском саду.

Филатова Алиса, Мазенкова Валерия, Григорьева Елизавета, Боднарь Анастасия, Сипливчак Диана, Павлова Виктория – получив диплом учителя начальных классов и пройдя курс переподготовки по английскому языку работают учителями английского языка в начальной школе.